tea-project.ru




Ваша корзина пуста.

   

История чая

Родиной чая принято считать Юго-запад Китая. Именно в Китае были предприняты первые попытки культивации, упомянутые в летописи «Чжоу Бенцзи», так же сохранились древние памятники, в числе которых всевозможные предметы искусства чайной тематикой. Само слово «Чай» было заимствованно европейцами, производного от иероглифа «Cha» или «Chai» , упомянутого в I веке н.э. Доподлинно неизвестно, кто первым открыл этот напиток. Открытие приписывается полу мифическому существу по имени Шень Нун (Пахарь духа) относящемуся к III тысячелетию до н.э. Легенда гласит: Шень Нун попробовал сотни трав, обнаружил семьдесят два вида яда. Однажды, в поисках лекарственных, Шень Нун сильно отравился. Он прилег под ближайшее дерево и готов был испустить дух. Внезапно с листьев чайного дерева на его губы упала росса, Шень Нун смочил рот и вскоре хворь отступила. С тех пор он использовал листья в качестве противоядия. О целебных свойствах чая частично упоминается в старейшем фармакологическом трактате, известным как «Трактат Желтого Императора».

В период правления династии Хань в провинции Сычуань появляется культивация чая. Период связан с именами Лей Тянь Фу и У Ли Джень, упомянутых в летописи как персонажи, сумевшие культивировать и продать чай. Чай становится товаром, но по-прежнему являлся редчайшим предметом в поднебесной.

На ряду с традиционной легендой о Божественном императоре, существует буддийская формулировка мифа о происхождении чая, относящаяся к более позднему периоду времен правления династии Сун. Легенда повествует нам о рыжебородом варваре – Бодхидхарма, принявший обед вечной бодрости. В какой-то момент практики, усталость одолела его и он задремал, проснувшись Бодхидхарма рассердился на себя и вырвал свои веки, бросив их на землю. На месте брошенных век, по пришествию времени вырос чайный куст. Легенда во многом противоречит фактам и никак не связанна с историей возникновения чая, однако подчеркивает статус чая, как ритуального напитка. Монахи-Даосы и буддисты, повсеместно использовали отвар из листьев чая в духовных практиках. Получившейся напиток являлся вспомогательным звеном в ежедневных тренировках, способствовал концентрации, очищал дух, тонизировал тело.

Основоположником культуры потребления чая является китаец Лу Юй - автор первой в мире книги о чае –“Чайный Канон”. В “Ча Дзы” были изложены первые рекомендации по хранению, приготовлению и производству чая, а чай был рассмотрен с эстетической точки зрения. Описанные Лу Юйем традиции значительно отличались от современных норм, однако некоторые наблюдения, изложенные в “Чайном Каноне” остаются актуальными и по сей день. За весомый вклад в чайную культуру, Лу Юй был возведен в статус “Ча Сянь” или “Ча Шэнь”, Чайного Бессмертного или Чайного Бога.

Появление Лу Юя ознаменовало новую веху в истории чая, предвещая расцвет чайной культуры. Популярность данного напитка росла, появилась мода на чай. Постепенно чай распространился по всем провинциям, становясь традиционным напитком Китая. Рост популярности чая продолжается вплоть до монгольского нашествия, ставшее препятствием на пути развития.

С приходом династии Мин (1368-1644), интерес к чаю возвращается в новом виде. В этот период на место традиционного, прессованного чая, приходит форма россыпных чаев, в корне изменяющие культуру потребления. Появляется новая атрибутика и методы приготовления, отдаленно напоминающие современные Пин Ча и Гун Фу Ча, доведенные до совершенства на о. Тайвань, в последствии ставшие традиционными.

Во времена правления династии Цин (1644-1911) чай постепенно проникает в Европу, становясь продуктом экспорта. В России о чае узнали в 17 веке, он был преподнесен Михаилу Фёдоровичу в качестве подарка. В 1831 году чайные деревья впервые были культивированы англичанами в Индии. Деревья успешно прижились, а в 1838 году был получен первый урожай индийского чая. С этого момента чайная культура раскалывается на две части, азиатскую (исконную) и европейскую (заимствованную).